I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Муниципальное образовательное учреждение «Тираспольская средняя общеобразовательная
школа №18» (далее Учреждение) Зарегистрировано Министерством юстиции ПМР
Государственным учреждением «Регистрационная палата»: Свидетельство о государственной
Регистрации № 01-132-4376 от 31 мая 2000года, серия АА 0009717.
Зарегистрировано Министерством просвещения ПМР; свидетельство о государственной аккредитации серия III № 000692, регистрационный номер 000364, от 02 марта 2012г.
1.2. Полное наименование:
- на русском языке: Муниципальное образовательное учреждение «Тираспольская средняя общеобразовательная школа № 18»
- на молдавском языке: Институция муничипалэ де ынвэцэмынт «Шкоала медие де културэ женералэ № 18 орашул Тираспол»
- на украинском языке: Мунiципальний освiтнiй заклад «Тіраспольска середня загальноосвiтня школа №18».
Сокращенное наименование: МОУ «ТСШ №18»
1.3. Учредителем Учреждения является Государственная администрация г. Тирасполя и г. Днестровск (далее Учредитель ).
1.4. Место нахождения (юридический адрес) Учреждения: Приднестровская Молдавская Республика, город Тирасполь, ул. Комсомольская 4/3.
1.5. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией ПМР, Законом ПМР «Об образовании», Законом ПМР «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР», Законом ПМР «О правах ребенка», Типовым положением «Об организации общего образования», настоящим Уставом, принимаемыми в соответствии с Конституцией ПМР законами, иными нормативно-правовыми актами.
1.6. Учреждение, как юридическое лицо, имеет Устав, расчетный счет в банке, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. Учреждение в праве от своего имени заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
1.7. Право юридического лица у Учреждения , в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности и на пользование печатью с изображением Государственного герба ПМР, возникает с момента его государственной регистрации.
1.8. Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, предусмотренных законодательством ПМР, возникает у Учреждения с момента получения лицензии на право ведения образовательной деятельности и (или) государственной аккредитации.
1.9. Право на выдачу выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба ПМР, а также право на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают у Учреждения с момента его государственной аккредитации, подтвержденной соответствующим свидетельством.
II. ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Учреждение создает условия для реализации гражданами ПМР гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, в том числе профильного и гимназического .
2.2. Учреждение образовано с целью:
- формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
- адаптации учащихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора ими и последующего усвоения профессиональных образовательных программ;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- формирование здорового образа жизни.
2.3. Основными задачами Учреждения являются:
• реализация основных программ общего образования и образовательных программ, связанных с профильным и гимназическим образованием ;
• реализация дополнительных образовательных программ;
• создание условий для разностороннего развития личности, в том числе путём выявления ,поддержки и стимулирования различных видов творческой одаренности учащихся ;
• создание системы трудового и допрофессионального образования;
• формирование культурно-образовательного пространства на базе школы ;
• воспитание гражданина Приднестровской Молдавской Республики.
2.4. В Учреждении могут реализовываться основные программы общего образования в следющих формах обучения : очная , а также семейного образования. Предметом деятельности Учреждения является реализация образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования.
2.5. Для реализации основных задач Учреждение в пределах, определенных законодательством ПМР, имеет право на следующие виды деятельности:
• разрабатывать рабочий и индивидуальные учебные планы и образовательные программы, годовой календарный учебный график и расписание занятий;
• разрабатывать и утверждать школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования;
• выбирать формы, средства, методы обучения и воспитания, учебные пособия и учебники;
• создавать условия обучения по индивидуальным учебным планам;
• реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать платные дополнительные образовательные услуги;
• реализовывать программы гимназического и профильного обучения;
• осуществлять опытно-экспериментальную и инновационную, научно-исследовательскую деятельность;
• пропагандировать и ретранслировать результаты научных исследований, педагогического опыта;
• оказывать услуги по договорам (государственным контрактам);
• реализовывать работы, услуги, товары, являющиеся результатом образовательной деятельности;
• осуществлять другую, не запрещённую законодательством деятельность, приносящую доход;
• привлекать для осуществления своей уставной деятельности следующие средства:
- целевые взносы физических и (или) юридических лиц и добровольные пожертвования;
- средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;
- средства, полученные от государственных внебюджетных фондов,
- другие, не запрещённые законодательством денежные средства и имущество;
• образовывать комплексы, ассоциации, союзы и иные объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций;
• оказывать посреднические услуги;
• устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями;
• осуществлять совместную деятельность по реализации уставных целей и задач с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами;
• создавать временные творческие коллективы;
• самостоятельно принимать решения по вопросам, входящим в её компетенцию.
2.6. По инициативе учащихся в Учреждении могут создаваться детские и молодежные общественные организации, объединения, деятельность которых не носит политический или религиозный характер.
2.7. В Учреждении создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических, религиозных движений и организаций (объединений) не допускается.
2.8. Учреждение несет в установленном законодательством ПМР порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам учащихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
2.9. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы в Учреждении осваиваются в очной форме ,в форме семейного образования и по индивидуальному плану.
Допускается сочетание указанных форм усвоения общеобразовательных программ.
III. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1. Содержание общего образования определяется программами, разрабатываемыми, утверждаемыми в установленном порядке и реализуемыми на основе государственных образовательных стандартов.
3.2. Обучение и воспитание в Учреждении ведутся на русском языке.
В Учреждении преподаются в качестве второго официального языка: «молдавский язык и литература», «украинский язык и литература»; в качестве иностранного – немецкий и английский языки.
3.3. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трёх ступеней образования:
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года). Обеспечивает освоение учащимися образовательных программ начального общего образования,в т.ч прогимназического образования , развитие учащихся, овладение ими чтением, письмом, счётом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни, развитие эмоционально-чувственной сферы в процессе художественно-эстетического образования.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ — основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет). Обеспечивает освоение учащимися образовательных программ основного общего образования, в т.ч. гимназического образования , условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. На этой ступени учащимся предлагаются разнообразные формы деятельности, через которые ребёнок может реализовывать свой творческий потенциал.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также профильного обучения.
Требование обязательности основного общего образования сохраняется до достижения учащимися возраста 16-ти лет, если соответствующее образование не было получено ими ранее.
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ среднее (полное)общее образование,
(нормативный срок освоения 2 года) - является завершающим этапом
образовательной подготовки, обеспечивающим освоение учащимися образовательных программ данной ступени образования,в т.ч гимназического и профильного образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
В Учреждении могут быть открыты гимназические и профильные классы по различным направлениям направлениям в зависимости от запроса учащихся, их родителей (законных представителей) и возможностей Учреждения.
Среднее (полное) общее образование является базой для получения среднего и высшего профессионального образования.
3.4. При наличии контингента с более низким образовательным уровнем в Учреждении может быть организовано обучение начального общего образования по индивидуальной программе.
3.5. На начальной и основной ступенях обучения по согласованию с Учредителем и с учетом интересов родителей (законных представителей) могут открываться классы компенсирующего обучения.
3.6. Образовательный процесс включает теоретическое и практическое обучение, воспитательную работу с учащимися.
3.7. Организация образовательного процесса в Учреждении строится на основе рабочего учебного плана, разрабатываемого Учреждением самостоятельно, в соответствии с Базисным учебно-развивающим планом и примерным учебным планом для гимназических и профильных классов , регламентируется расписанием занятий. В учебный план не могут вноситься изменения в течение года.
3.8. Образовательные программы являются преемственными: каждая последующая программа базируется на предыдущей.
3.9. Учащиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, переводятся в следующий класс.
Учащиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
3.10. Вопрос о переводе учащихся, которые не освоили программу учебного года и имеют академическую задолженность, решается в соответствии с нормативно-правовыми актами Министерства Просвещения ПМР, действующими на данный момент.
Ответственность за ликвидацию академической задолженности возлагается на обучающегося и его родителей (законных представителей). Учреждение в этой связи обеспечивает двухнедельную консультационную помощь учителя-предметника неуспевающему.
3.11. Учащиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года, имеющие академическую задолженность, не ликвидировавшие ее и не имеющие права на перевод согласно действующим нормативно-правовым актам, остаются на повторное обучение.
3.12. Учреждение вправе с согласия родителей (законных представителей) и при наличии условий предложить обучение по индивидуальным учебным планам.
3.13. Перевод учащихся в следующий класс в любом случае производится по решению Педагогического совета Учреждения.
3.14. Выпускники второй ступени, не допущенные к итоговой аттестации, а также выпускники, не прошедшие итоговую аттестацию, получают справку установленного образца об обучении в Учреждении.
Выпускникам третьей ступени, не допущенным к итоговой аттестации, а также выпускникам, не прошедшим итоговую аттестацию, выдаётся справка об обучении в Учреждении установленного образца. В справке указываются итоговые отметки (в том числе и неудовлетворительные) по предметам, изучавшимся на соответствующей ступени.
3.15. В Учреждении установлена отметочная система оценивания знаний учащихся. На первой ступени в первом классе установлена безотметочная система.
Со второго класса вводится пятибалльная отметочная система (оценка): «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно») «1» («неудовлетворительно») .
Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются за четверть и полугодие.
В конце учебного года на основании четвертных и полугодовых оценок выставляются годовые оценки.
Итоговые оценки выставляются на основании годовых и экзаменационных оценок.
При промежуточной аттестации оценки выставляются учителем-предметником, непосредственно осуществляющим образовательный процесс в конкретном классе. Ежегодная промежуточная аттестация по отдельным предметам проводится в конце учебного года, начиная с пятого класса. Решение о проведении такой аттестации в данном учебном году принимается не позднее 1 апреля Педагогическим Советом Учреждения, который определяет формы, порядок и сроки проведения аттестации. Решение Педагогического Совета по данному вопросу доводится до сведения участников образовательного процесса приказом директора Учреждения.
Формы проведения экзаменов могут быть многовариантными: тестирование, собеседование, билеты, защита рефератов.
3.16. Учреждение по желанию родителей (законных представителей) и при наличии условий организует освоение образовательных программ, их отдельных разделов в форме обучения на дому, семейного образования, самообразования.
Условия и порядок освоения образовательных программ в указанных формах обучения, права и обязанности сторон регламентируются приказом по Учреждению и договором между Учреждением и родителями (законными представителями).
Обучение на дому осуществляется на основании медицинской справки установленного образца и при наличии бюджетных средств. В каждом конкретном случае перевод на обучение на дому, преподаваемые предметы и количество часов решаются индивидуально.
3.17. Учреждение, в соответствии с государственными стандартами, может осуществлять обучение по индивидуальному учебному плану по программам начального, основного и среднего (полного) общего образования для учащихся:
• приступивших к обучению в школе с 10—13 лет;
• длительное время не обучавшихся в школе по различным причинам;
• успешно, с опережением, осваивающим образовательные программы.
Условия и порядок обучения по индивидуальному плану, права и обязанности регламентируются договором между Учреждением и родителями (законными представителями).
3.19. Учреждение вместе с родителями (законными представителями) учащихся несет ответственность за получение ими основного общего образования до достижения последними шестнадцатилетнего возраста. По согласию родителей (законных представителей) и КЗПН, обучающийся, достигший возраста четырнадцати лет, может оставить школу до получения им основного общего образования.
3.20. Усвоение образовательных программ основного общего и
среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников в соответствии с нормативной базой по итоговой аттестации, утверждённой Министерством Просвещения Приднестровской Молдавской Республики. По результатам аттестации выпускнику выдаётся аттестат установленного образца.
3.21. Выпускникам второй ступени за отличные успехи при освоении образовательных программ основного общего образования вручается аттестат особого образца.
3.22. Выпускники третьей ступени, достигшие особых успехов при освоении образовательных программ среднего (полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью, согласно Положению о золотой и серебряной медали.
3.23. Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».
3.24. Учащиеся переводных классов, имеющие по всем предметам,
изучавшимся в этом классе, четвертные и годовые оценки «5» («отлично»),
награждаются похвальным листом «За отличные успехи в учении».
3.25. Учреждение осуществляет реализацию дополнительных образовательных программ, организацию досуговой и внеурочной деятельности детей по следующим направлениям:
Ø военно-патриотическое,
Ø экологическое,
Ø эстетическое,
Ø гражданское,
Ø художественное,
Ø техническое,
Ø спортивно-туристическое,
Ø профориентационное.
3.26. Деятельность детей в дополнительном образовании осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, факультатив , секция, кружок, театр и другие).
3.27. Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учётом примерных учебных планов и программ, рекомендованных органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые в установленном порядке.
Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным.
3.28. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Каждый ребёнок имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить из одного в другое.
3.29. При наличии условий и с согласия руководителя объединения в работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители) без включения в основной состав.
3.30. Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в Учреждении осуществляет психолого-педагогическая служба, в которую входят логопед , психологи и медицинский работник.
3.31. Медицинское обслуживание учащихся в Учреждении осуществляет медицинский работник, закрепленный за школой.
3.32. Библиотека Учреждения осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Уставом, Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой.
3.33. Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября и заканчивается не позднее 20 июня.
Продолжительность учебного года в первом классе составляет 33 недели, во втором и последующих - не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации.
Учреждение работает в две смены по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями для учащихся первой ступени (кроме прогимназических классов ) и по графику шестидневной рабочей недели с одним выходным днем для учащихся второй, третьей ступени, при этом на шестой день недели могут быть вынесены развивающие занятия.
Продолжительность академического часа в общеобразовательных классах -40- 45 минут( в зависимости от четверти ); продолжительность уроков в первом классе - 40 минут.
3.34. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания и отдыха учащихся.
3.35. В учебном плане Учреждения количество часов, отведенных на преподавание отдельных предметов, не может быть ниже количества часов, определенных Базисным учебно-развивающим планом.
3.36. Продолжительность каникул устанавливается в течение
учебного года в количестве не менее 25 календарных дней, а летом не менее 8 недель.
Для учащихся в первом классе в течение учебного года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
3.37. Общий режим занятий устанавливается с 8 часов 00 до 19 часов 00 минут.
3.38. Обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в соответствии с расписанием во внеурочное время согласно Базисному учебно-развивающему плану и в соответствии с требованиями СанПиНа.
3.39. Количество классов в Учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, а также положений и требований нормативно-правового акта, наделяющего Учреждение правом ведения образовательной деятельности. Наполняемость классов устанавливается нормативными актами органов управления образованием.
В соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации обучения в Учреждении могут создаваться классы компенсирующего обучения. Наполняемость таких классов должна составлять от 15 до 20 человек.
Учреждение при наличии соответствующих условий и запросов родителей вправе открывать группы продленного дня. Наполняемость таких групп должна составлять от 15 до 20 человек.
При наличии необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно комплектование классов и групп продленного дня и с меньшей наполняемостью.
3.40. При проведении занятий по молдавскому (украинскому) языку и литературе в 1 – 11 (12) классах, по иностранному языку во 2-11 (12) классах, по трудовому обучению в 5 – 11 классах, по основам информатики и информационным технологиям (для проведения практических занятий) в 7-11 (12) классах допускается деление класса или группы на две подгруппы при наполняемости не менее 20 учащихся, по физической культуре и спорту (при наличии в каждой группе 8 юношей или девушек) в 10-11 классах допускается деление класса или группы на две подгруппы при наполняемости не менее 20 учащихся.
3.41. Воспитательный процесс является неотъемлемой частью образовательного, дополняет и развивает учебный процесс.
3.42. Воспитание личности осуществляется через учебные занятия; внеурочную работу в классных коллективах; общешкольные коллективные творческие дела; семью; внешкольную среду.
Ключевой фигурой воспитательной работы с учащимися является классный руководитель.
3.43. Трудовое воспитание организуется с учетом местных условий и потребностей (общественно полезный труд, сфера социальной помощи и др.).