I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1.         Муниципальное образовательное учреждение «Тираспольская средняя общеобразовательная

               школа  №18» (далее Учреждение)  Зарегистрировано Министерством юстиции ПМР

               Государственным учреждением «Регистрационная палата»: Свидетельство о     государственной

   Регистрации № 01-132-4376  от 31 мая 2000года, серия   АА  0009717.

   Зарегистрировано Министерством   просвещения ПМР; свидетельство о государственной аккредитации серия III № 000692, регистрационный номер 000364, от 02 марта 2012г.

1.2.                  Полное наименование:

- на русском языке: Муниципальное образовательное учреждение «Тираспольская средняя общеобразовательная школа № 18»

- на молдавском языке: Институция муничипалэ де ынвэцэмынт «Шкоала медие де културэ женералэ № 18 орашул Тираспол»

- на украинском языке: Мунiципальний освiтнiй заклад «Тіраспольска середня загальноосвiтня школа №18».

Сокращенное наименование: МОУ «ТСШ №18»

1.3.         Учредителем Учреждения является Государственная администрация г. Тирасполя и г. Днестровск (далее Учредитель ).

 1.4.        Место нахождения (юридический адрес) Учреждения: Приднестровская Молдавская Республика, город Тирасполь, ул. Комсомольская 4/3.

1.5.                  Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией ПМР, Законом ПМР «Об образовании», Законом ПМР «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР», Законом ПМР «О правах ребенка», Типовым положением «Об организации общего образования», настоящим Уставом, принимаемыми в соответствии с Конституцией ПМР законами, иными нормативно-правовыми актами.

1.6.                  Учреждение, как юридическое лицо, имеет Устав, расчетный счет в банке, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. Учреждение в праве от своего имени заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

1.7.                  Право юридического лица у Учреждения , в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности и на пользование печатью с изображением Государственного герба ПМР, возникает с момента его государственной регистрации.

1.8.                  Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, предусмотренных законодательством ПМР, возникает у Учреждения с момента получения лицензии на право ведения образовательной деятельности и (или) государственной аккредитации.

1.9.                  Право на выдачу выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба ПМР, а также право на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают у Учреждения с момента его государственной аккредитации, подтвержденной соответствующим свидетельством.

II. ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1.                  Учреждение создает условия для реализации гражданами ПМР гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, в том числе профильного и гимназического .

2.2.                  Учреждение образовано с целью:

- формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

- адаптации учащихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора ими и последующего усвоения профессиональных образовательных программ;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- формирование здорового образа жизни.

2.3.                  Основными задачами Учреждения являются:

•  реализация основных программ общего образования и образовательных программ, связанных с  профильным  и гимназическим образованием ;

•   реализация дополнительных образовательных программ;

• создание условий для разностороннего развития личности, в том числе путём выявления ,поддержки и стимулирования различных видов творческой одаренности учащихся ;

•   создание системы трудового  и допрофессионального образования;

•   формирование культурно-образовательного пространства на базе школы ;

•   воспитание гражданина Приднестровской Молдавской Республики.

2.4.                  В Учреждении могут реализовываться основные программы общего образования в следющих формах обучения : очная , а также   семейного образования. Предметом деятельности Учреждения является реализация образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования.

 

2.5.                  Для реализации основных задач Учреждение в пределах, опреде­ленных законодательством ПМР, имеет право на следующие виды деятельности:

•   разрабатывать рабочий и индивидуальные учебные планы и образовательные программы, годовой календарный учебный график и расписание занятий;

• разрабатывать и утверждать школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования;

•  выбирать формы, средства, методы обучения и воспитания, учебные пособия и учебники;

•  создавать условия обучения по индивидуальным учебным планам;

•  реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать платные дополнительные образовательные услуги;

•  реализовывать программы гимназического и профильного обучения;

• осуществлять опытно-экспериментальную и инновационную, научно-исследовательскую деятельность;

• пропагандировать и ретранслировать результаты научных исследований, педагогического опыта;

•  оказывать услуги по договорам (государственным контрактам);

•   реализовывать работы, услуги, товары, являющиеся результатом образовательной деятельности;

• осуществлять другую, не запрещённую законодательством деятельность, приносящую доход;

•   привлекать для осуществления своей уставной деятельности следующие средства:

- целевые взносы физических и (или) юридических лиц и добровольные пожертвования;

- средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;

- средства, полученные от государственных внебюджетных фондов,

- другие, не запрещённые законодательством денежные сред­ства и имущество;                             

• образовывать комплексы, ассоциации, союзы и иные объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций;

•  оказывать посреднические услуги;

• устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями, уч­реждениями и организациями;

• осуществлять совместную деятельность по реализации уставных целей и задач с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами;

•   создавать временные творческие коллективы;

• самостоятельно принимать решения по вопросам, входящим в её компетенцию.

 

2.6.                  По инициативе учащихся в Учреждении могут создаваться детские и молодежные общественные организации, объединения, деятельность которых не носит политический или религиозный характер.

2.7.                  В Учреждении создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических, религиозных движений и организаций (объединений) не допускается.

2.8.                  Учреждение несет в установленном законодательством ПМР порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам учащихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.

2.9.                  С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы в Учреждении осваиваются в очной форме ,в форме семейного образования и по индивидуальному плану.

Допускается сочетание указанных форм усвоения общеобразовательных программ.

III. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1.                  Содержание общего образования определяется программами, разрабатываемыми, утверждаемыми в установленном порядке и реализуемыми на основе государственных образовательных стандартов.

3.2.                  Обучение и воспитание в Учреждении ведутся на русском языке.

В Учреждении преподаются в качестве второго официального языка: «молдавский язык и литература», «украинский язык и литература»; в качестве иностранного – немецкий и английский языки.

3.3.                  Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трёх ступеней образования:

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ - начальное общее образование (норма­тивный срок освоения 4 года). Обеспечивает освоение учащимися образовательных программ начального общего образования,в т.ч прогимназического образования , развитие учащихся, овладение ими чтением, письмом, счётом, ос­новными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гиги­ены и здорового образа жизни, развитие эмоционально-чувственной сферы в процессе художественно-эстетического образования.

Начальное общее образование является базой для получения ос­новного общего образования.

 ВТОРАЯ СТУПЕНЬ — основное общее образование (норматив­ный срок освоения 5 лет). Обеспечивает освоение учащимися об­разовательных программ основного общего образования, в т.ч. гимназического образования , условия ста­новления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. На этой сту­пени учащимся предлагаются разнообразные формы деятельности, через которые ребёнок может реализовывать свой творческий потенциал.

Основное общее образование является базой для получения сред­него (полного) общего образования, а также профильного обучения.

 Требование обязательности основного общего образования сохраня­ется до достижения учащимися возраста 16-ти лет, если соответству­ющее образование не было получено ими ранее.

 ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ среднее (полное)общее образование,
(нормативный срок освоения 2 года) - является завершающим этапом
образовательной подготовки, обеспечивающим освоение учащимися образовательных программ данной ступени образования,в т.ч гимназического и профильного образования, разви­тие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной де­ятельности на основе дифференциации обучения.

 В Учреждении могут быть открыты гимназические и профильные классы по различным направлениям направлениям  в зависимости от запроса учащихся, их родителей (законных представителей) и возможностей Учреждения.

Среднее (полное) общее образование является базой для получе­ния среднего и высшего профессионального  образования.

3.4.                  При наличии контингента с более низким образовательным уровнем в Учреждении может быть организовано обучение начального общего образования по индивидуальной программе.

3.5.                  На начальной и основной ступенях обучения по согласованию с Учредителем и с учетом интересов родителей (законных представителей) могут открываться  классы компенсирующего обучения.

3.6.                  Образовательный процесс включает теоретическое и практическое обучение, воспитательную работу с учащимися.

 3.7.                        Организация образовательного процесса в Учреждении строится на основе рабочего учебного плана, разрабатываемого Учреждением самостоятельно, в соответствии с Базисным учебно-развивающим планом и примерным учебным планом для гимназических и профильных классов , регламентируется расписанием занятий. В учебный план не могут вно­ситься изменения в течение года.

3.8.                  Образовательные программы являются преемственными: каждая последующая программа базируется на предыдущей.

3.9.                  Учащиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, переводятся в следующий класс.

Учащиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

3.10.                Вопрос о переводе учащихся, которые не освоили программу учебного года и имеют академическую задолженность, решается в соответствии с нормативно-правовыми актами Министерства Просвещения ПМР, действующими на данный момент.

Ответственность за ликвидацию академической задолженности возлагается на обучающегося и его родителей (законных представителей). Учреждение в этой связи обеспечивает двухнедельную консультационную помощь учителя-предметника неуспевающему.

3.11.                Учащиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года, имеющие академическую задолженность, не ликвидировавшие ее и не имеющие права на перевод согласно действующим нормативно-правовым актам, остаются на повторное обучение.

3.12.                Учреждение вправе с согласия родителей (законных представителей) и при наличии условий предложить обучение по индивидуальным учебным планам.

3.13.                Перевод учащихся в следующий класс в любом случае произ­водится по решению Педагогического совета Учреждения.

3.14.                Выпускники второй ступени, не допущенные к итоговой аттестации, а также выпускники, не прошедшие итоговую аттестацию, получают справку установленного образца об обучении в Учреждении.

                        Выпускникам третьей ступени, не допу­щенным к итоговой аттестации, а также выпускникам, не прошедшим итоговую аттестацию, выдаётся справка об обучении в Учреждении установленного образца. В справке указываются итоговые отметки (в том числе и неудовлетворительные) по предметам, изучавшимся на соответствующей ступени.

3.15.                В Учреждении установлена отметочная система оценивания знаний учащихся. На первой ступени в первом классе установлена безотметочная система.

Со второго класса вводится пятибалльная отметочная система (оценка): «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно») «1» («неудовлетворительно») .

Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются за четверть и полугодие.   

В конце учебного года на основании четвертных и полугодовых оценок выставляются годовые оценки.

              Итоговые оценки выставляются на основании годовых и экзаменационных оценок.

При промежуточной аттестации оценки выставляются учителем-предметником, непосредственно осуществляющим образовательный про­цесс в конкретном классе. Ежегодная промежуточная аттестация по отдельным предметам проводится в конце учебного года, начиная с пятого класса. Решение о проведении такой аттестации в данном учебном году принимается не позднее 1 апреля Педагогическим Советом Учреждения, который определяет формы, порядок и сроки проведения аттестации. Решение Педагогического Совета по данному вопросу доводится до сведения участников образовательного процесса приказом директора Учреждения.

Формы проведения экзаменов могут быть многовариантными: тестирование, собеседование, билеты, защита рефератов.

3.16.                Учреждение по желанию родителей (законных представителей) и при наличии условий организует освоение образовательных про­грамм, их отдельных разделов в форме обучения на дому, семейного образования, самообразования.

Условия и порядок освоения образовательных программ в указанных формах обучения, права и обязанности сторон регламентируются приказом по Учреждению и договором между Учреждением и родителями (законными представителями).

Обучение на дому осуществляется на основании медицинской справки установленного образца и при наличии бюджетных средств. В каждом конкретном случае перевод на обучение на дому, препода­ваемые предметы и количество часов решаются индивидуально.

3.17.                Учреждение, в соответствии с государственными стандартами, мо­жет осуществлять обучение по индивидуальному учебному плану по программам начального, основного и среднего (полного) общего образования для учащихся:

•     приступивших к обучению в школе с 10—13 лет;

•     длительное время не обучавшихся в школе по различным причинам;

•     успешно, с опережением, осваивающим образовательные программы.

Условия и порядок обучения по индивидуальному плану, права и обязанности регламентируются договором между Учреждением и родителями (законными представителями).

3.19.                Учреждение вместе с родителями (законными представителями) учащихся несет ответственность за получение ими основного общего образования до достижения последними шестнадцатилетнего возраста. По согласию родителей (законных представителей) и КЗПН, обучающийся, достигший возраста четырнадцати лет, может оставить школу до получения им основного общего образования.

3.20.                Усвоение образовательных программ основного общего и
среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников в соответствии с нормативной базой по итоговой аттестации, утверждённой Министерством Просвещения Приднестровской Молдавской Республики. По результатам аттестации выпускнику выдаётся аттестат установленного образца.

3.21.                Выпускникам второй ступени за отличные успехи при освое­нии образовательных программ основного общего образования вручается аттестат особого образца.

3.22.                Выпускники третьей ступени, достигшие особых успехов при освоении образовательных программ среднего (полного) общего образования, награждаются зо­лотой или серебряной медалью, согласно Положению о золотой и серебряной медали.

3.23.                Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой «За осо­бые успехи в изучении отдельных предметов».

3.24.                Учащиеся переводных классов, имеющие по всем предметам,
изучавшимся в этом классе, четвертные и годовые оценки «5» («отлично»),
награждаются похвальным листом «За отличные успехи в учении».

3.25.                Учреждение осуществляет реализацию дополнительных образо­вательных программ, организацию досуговой и внеурочной деятель­ности детей по следующим направлениям:

Ø    военно-патриотическое,

Ø    экологическое,

Ø    эстетическое,

Ø    гражданское,

Ø    художественное,

Ø    техническое,

Ø    спортивно-туристическое,

Ø    профориентационное.

3.26.                Деятельность детей в дополнительном образовании осуще­ствляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по инте­ресам (клуб, студия, ансамбль, группа, факультатив , секция, кружок, театр и другие).

3.27.                Содержание деятельности объединения определяется педа­гогом с учётом примерных учебных планов и программ, рекомендо­ванных органами управления образованием. Педа­гогические работники могут разрабатывать авторские программы, ут­верждаемые в установленном порядке.

Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным.

3.28.                Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем соста­вом объединения. Каждый ребёнок имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить из одного в другое.

3.29.                При наличии условий и с согласия руководителя объедине­ния в работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители) без включения в основной состав.

3.30.                Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в Учреждении осуществляет психолого-педагогическая служба, в которую входят логопед , психологи и  медицинский работник.

3.31.                Медицинское обслуживание учащихся в Учреждении осуществляет медицинский работник, закрепленный за школой.

3.32.                Библиотека Учреждения осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Уставом, Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой.

3.33.                Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября и заканчивается не позднее 20 июня.

Продолжительность учебного года в первом классе составляет 33 недели, во втором и последующих - не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации.

Учреждение работает в две смены по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями для учащихся первой ступени (кроме прогимназических классов ) и по графику шестидневной рабочей недели с одним выходным днем для учащихся второй, третьей ступени, при этом на шестой день недели могут быть вынесены развивающие занятия.

Продолжительность академического часа в общеобразовательных классах -40- 45 минут( в зависимости от четверти );  продолжительность уроков в первом классе - 40 минут.

3.34.                Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания и отдыха учащихся.

3.35.                В учебном плане Учреждения количество часов, отведенных на преподавание отдельных предметов, не может быть ниже количества часов, определенных Базисным учебно-развивающим планом.

3.36.                Продолжительность каникул устанавливается в течение
учебного года в количестве не менее 25 календарных дней, а летом не менее 8 недель.

Для учащихся в первом классе в течение учебного года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

3.37.                Общий режим занятий устанавливается с 8 часов 00 до 19 часов 00 минут.

3.38.                Обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в соответствии с расписанием во внеурочное время согласно Базисному учебно-развивающему  плану и в соответствии с требованиями СанПиНа.

3.39.                Количество классов в Учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, а также положений и требований нормативно-правового акта, наделяющего Учреждение правом ведения образовательной деятельности. Наполняемость классов устанавливается нормативными актами органов управления образованием.

В соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации обучения в Учреждении могут создаваться классы компенсирующего обучения. Наполняемость таких классов должна составлять от 15 до 20 человек.

Учреждение при наличии соответствующих условий и запросов родителей вправе открывать группы продленного дня. Наполняемость таких групп должна составлять от 15 до 20 человек.

При наличии необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно комплектование классов и групп продленного дня и с меньшей наполняемостью.

3.40.                При проведении занятий по молдавскому (украинскому) языку и литературе в 1 – 11 (12) классах, по иностранному языку во 2-11 (12) классах, по трудовому обучению в 5 – 11  классах, по основам информатики и информационным технологиям (для проведения практических занятий) в 7-11 (12) классах допускается деление класса или группы на две подгруппы при наполняемости не менее 20 учащихся, по физической культуре и спорту (при наличии в каждой группе 8 юношей или девушек) в 10-11  классах допускается деление класса или группы на две подгруппы при наполняемости не менее 20 учащихся.

3.41.                Воспитательный процесс является неотъемлемой частью образовательного, дополняет и развивает учебный процесс.

3.42.                Воспитание личности осуществляется через учебные занятия; внеурочную работу в классных коллективах; общешкольные коллективные творческие дела; семью; внешкольную среду.

Ключевой фигурой воспитательной работы с учащимися является классный руководитель.

3.43.                Трудовое воспитание организуется с учетом местных условий и потребностей (общественно полезный труд,  сфера социальной помощи и др.).

 

Продолжение в части №2